www.czar-club.ru
 

Спорт и отдых на воде. Катера и яхты. Яхт-клубы. Яхтинг в России и за рубежом.

Катера и яхты

Прицепы для катеров и яхт

Яхтинг

Дайвинг

Яхт-клубы

Статьи, обзоры

Поставщики, производители в России

Законодательство

Словарь терминов

Полезные ссылки

 

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Яхтинг / Паруса на IORовской яхте

Паруса на IORовской яхте

Во всем мире международная система обмера гоночных яхт по IOR, просуществовавшая более 20 лет и охватывающая огромный гоночный флот, похоже, благополучно скончалась. Но Россия, как всегда, идет своим путем, и, несмотря на горячие дискуссии о введении в России новых обмерных систем и предложенные реальные альтернативы (тот же RS-2000 например) огромный флот IORовских яхт будет бороздить наши воды еще долгие годы.

В этой статье подробно описывается весь парусный гардероб IORовской яхты на примере картеровского 3/4 тонника, и примеры оптимального применения и выбора парусов.

Возможно, этот материал немного устарел, со времен написания этой статьи многое изменилось, в частности раскрой парусов, появились новые материалы на основе майларовых пленок, и принципиально новые технологии изготовления парусов, такие как 3 DL, но как нам представляется, в этой статье каждый сможет найти что-то полезное для себя.

По правилам обмера IOR обмеряют грот и передний парусный треугольник. Размеры переднего треугольника определяют допустимые размеры спинакера, а также передних парусов, предел длины нижней шкаторины которых составляет 150% основания переднего треугольника. В пределах трапеции, ограниченной палубой, штагом и параллельной ему линией на расстоянии LPG, есть место для большого числа передних парусов, рассчитанных на ветер различного направления и силы, имеющих различный покрой из разного материала.

Поэтому многие гонки, проводимые по правилам IOR, стали вследствие этого соревнованиями "кошельков", за которыми средний яхтсмен может следить только издали (ха-ха). Кажется даже логичным, что владелец яхты, который заказывает парусному мастеру большое количество парусов, имеет моральное право на то, чтобы пользоваться его специальной опекой и получать паруса особенно высокого качества. Кроме того, ведущие парусные мастера, как правило, принадлежащие к мировой элите гонщиков, нередко сами же и управляют яхтами своих заказчиков в важнейших регатах.

Чтобы навести какой-то порядок среди бесконечно многих вариантов использования передних парусов по формуле IOR и дать заинтересованным яхтсменам деловую информацию, известный парусный мастер и яхтсмен Г. Байлкен (Германия) предложил свою систему парусов. Она выдержала боевое крещение, когда яхты из ФРГ "Рубин", "Саудад" и "Карина- III", оснащенные парусами Байлкена, выиграли в 1973 г (!). гонки Адмиральского Кубка, т. е. практически чемпионат мира среди океанских гоночных яхт.

Системой Байлкена предусмотрены следующие передние паруса:

  1. дрифтер;
  2. генуя № I полная;
  3. генуя № I плоская;
  4. генуя № 2;
  5. генуя № 3;
  6. стаксель № 1;
  7. штормовой стаксель;
  8. ричер;
  9. толлбой;
  10. спинакер-генуя;
  11. бигбой;
  12. спинакер на слабый ветер;
  13. сферический спинакер;
  14. спинакер радиального (звездного) покроя;
  15. спинакер на сильный ветер;
  16. штормовой спинакер.

Характеристика этих парусов, применяемые материалы и случаи применения рассмотрены далее на примере яхты "Картер-33". Индексы на чертеже, проставленные на передних или задних шкаторинах, помогают ориентироваться в этом многообразии парусов.

При нажатии схема увеличится

Парусное воорцжение яхты "Картер-33", спроектированное с учетом правил IOR.

D-дрифтер. Это сверхлегкая генуя, рассчитанная на штилевой ветер. Кроят ее с полным профилем и максимальным пузом в середине ширины паруса. По передней шкаторине ликуют стальным тросом, так как ставят без штага.
Материал: однослойный нейлон поверхностной плотностью 65 г/м2.
Применение: ветер 0-3 м/с (0-2 балла); курс-бейдевинд.

G1-генуя № 1 полная. Рассчитанный на легкий ветер парус с полным профилем от фалового угла до нижней шкаторины; максимальное пузо расположено почти в середине. По передней шкаторине ставят эластичный ликтрос.
Материал: дакрон, пропитанный синтетической смолой поверхностной плотностью 130-160 г/м2 для небольших яхт (до полутонников); чистый дакрон поверхностной плотностью 190-220 г/м2 для яхт больших размерений.
Применение: ветер 3-6,5 м/с (2-4 балла); курс-бейдевинд.

G1-генуя №1 плоская. Нормальный генуэзский стаксель, вверху - более плоский, в нижней части - с достаточным пузом, простирающимся вплоть до нижней шкаторины. Имеет эластичный ликтрос по передней шкаторине.
Материал: дакрон (со смолой) поверхностной плотностью 215-220 г/м2 для небольших яхт (до полутонников); чистый дакрон поверхностной плотностью 220-340 г/м2 для яхт больших размерений.
Применение: ветер 5-11 м/с (5-6 баллов), для остойчивых яхт до 6 баллов на курсе бейдевинд.

G2-генуя № 2. Рассчитана на средний ветер, вверху плоская, внизу немного полнее; передняя шкаторина укорочена, задняя шкаторина более короткая, чем у генуи № 1, благодаря чему шкотовый угол расположен выше над палубой. По передней шкаторине имеет эластичный ликтрос.
Материал: чистый дакрон поверхностной плотностью 270-370 г/м2.
Применение: ветер 10-14 м/с (5-6 баллов); курс- бейдевинд.

G3-генуя № 3. Рассчитана на сильный ветер, вверху плоская, внизу немного полнее, с укороченной передней шкаториной. Задняя шкаторина также укороченная и вогнутая, нижняя немного приподнята. По передней шкаторине ставят эластичный ликтрос.
Материал: чистый дакрон поверхностной плотностью 270- 370 г/м2.
Применение: ветер 13-18 м/с (6-8 баллов); курс - бейдевинд, при одном-двух рифах на гроте.

F1-стаксель № 1. Передний парус на штормовую погоду (предписание иметь на борту яхты, участвующей в морских гонках) с поднятым шкотовым углом и вогнутой задней шкаториной. Покрой плоский, по передней шкаторине ставят стальной ликтрос.
Материал: чистый дакрон в узких полосах поверхностной плотностью 330 г/м2 и более.
Применение: ветер 17-23 м/с (7-9 баллов); на всех курсах относительно ветра.

St. F - штормовой стаксель. Парус небольшой площади, который должны иметь все яхты вместе с триселем в случае участия в океанских гонках. Шкотовый угол сильно поднят, задняя шкаторина вогнутая. Покрой очень плоский. По передней шкаторине имеет стальной ликтрос.
Материал: чистый дакрон поверхностной плотность" 330 г/м2 и больше.
Применение: ветер свыше 23 м/с (9 баллов и больше): на всех курсах.

R-ричер. Промежуточный парус между легкой Генуей 1 спинакером, очень полно скроенный, с высоко поднятым шкотовым углом и радиусным очертанием нижней шкаторины. По передней шкаторине имеет эластичный ликтрос.
Материал: дакрон, пропитанный синтетической смолой, поверхностной плотностью 160-250 г/м2 или чистый дакрон поверхностной плотностью 190-220 г/м2.
Применение: на курсах от полного бейдевинда до бакштага (под углом к ветру 45-120°) при скорости ветра до 13 м/с (6 баллов).

ТВ - толлбой. Крыловидный парус с латами; ставят вместе со спинакером. Галсовый угол крепят примерно на половине основания переднего парусного треугольника от мачты. Пузо средней величины.
Материал-чистый дакрон поверхностной плотностью ISO-220 г/м2.
Применение: при полных курсах от 60 до 180° к направлению ветра; при ветре 3-13 м/с (2-6 баллов).

SG - спинакер-генуя. Дополнительный передний парус, сшитый в виде спинакера, очень полно скроенный; крепят галсом вблизи путенса топштага.
Материал: однослойный нейлон поверхностной плотностью 65 г/м2.
Применение: при курсе относительно направления ветра 55-180° и ветре 4-10 м/с (примерно 2-5 баллов).

Бигбой (подветренный спинакер). Дополнительный спинакер, имеющий размеры в пределах, допустимых для генуэзского стакселя. Галсовый угол крепят на самом форштевне, фаловый угол свободный. Очень пузатый парус.
Материал: нейлон плотностью 65 г/м2.
Применение: при полном бакштаге до фордевинда (направление ветра 160-180°) и скорости ветра 0-13 м/с (до 6 баллов); ставят вместе со спинакером и гротом. При ветре 7 м/с (примерно 4 балла) - с рифами на гроте, при ветре 2-3 м/с (около 2 баллов) - без грота.

Спинакер на слабый ветер. Имеет максимальные размеры, кроится по профилю средней полноты с горизонтальными полотнищами, в верхней части делается диаметральный (средний) шов.
Материал- нейлон поверхностной плотностью 30 г/м2.
Применение: на полных курсах до 60° относительно вымпельного ветра; при ветре максимум 8 м/с (4 балла).

Сферический (радиальный) спинакер. Выполняют максимальных размеров, но в большинстве случив плоского покроя с лучевидными полотнищами в верхней трети, на остальной площади-с горизонтально расположенными полотнищами.
Материал: нейлон поверхностной плотностью 50-65 г/м3.
Применение: на курсах яхты относительно ветра 60-80°; при скорости ветра 4-12 м/с (3-6 баллов).

Спинакер звездного покроя. Выполняется с размерами примерно 12% от максимально допустимых по правилам обмера с очень плоскими полотнищами, которые расходятся лучами от трех углов к середине.
Материал: нейлон поверхностной плотностью 65-110 г/м2.
Применение: при курсах относительно ветра до 45°; ветре 2-3 м/с (2 балла). При ветре до 13 м/с (6 баллов) используется парус, высота которого больше высоты всех других спинакеров.

Спинакер на сильный ветер. По профилю это такой же плоский спинакер, как и звездный, с той лишь разницей, что наверху имеются лучевидные полотнища, а в середине и ниже - горизонтально расположенные.
Материал: нейлон поверхностной плотностью 65-110 г/м2.
Применение: на курсах относительно ветра до 55°; при скорости ветра 5-13 м/с (3-б баллов).

Штормовой спинакер. Выполняется с профилем как можно более плоским, его площадь составляет примерно 25% от максимально допустимого размера. Полотнища могут быть расположены радиально, звездой или горизонтально.
Материал: нейлон поверхностной плотностью 110 г/м5.
Применение: при ветре 12 м/с и выше в зависимости от опыта рулевого.

По мнению Байлкена, такой набор передних парусов должен быть на яхте, если ее капитан хочет добиться успеха в гонках. Пока в основных регатах, проводимых по формуле IOR, нет ограничений в количестве парусов и это представляется вполне логичным. Чтобы помочь непрофессионалам правильно использовать вышеописанную систему парусов, Байлкен снабжает своих заказчиков брошюрой с подробной информацией.

Здесь приведены два графика из этой брошюры для двух диапазонов скорости ветра.


Яхтинг

 

 

Яхтинг

Яхта – от голландского слова “Jagie” , обозначает небольшое одномачтовое быстроходное судно. Подробнее о яхтах и яхтинге

 

Дайвинг

Дайвинг дает вам возможность быть в кругу интересных людей, единомышленников и любителей активного отдыха. Подробнее о дайвинге

 

Катера и яхты

Современные универсальные катера Stratos. Идеально подходят как для любителей рыбной ловли, так и для спортивных видов водного спорта. В раздел катера и яхты

Главная / Яхтинг / Яхт-клубы / Дайвинг / Катера и яхты